Аст развитие внимания малыша

Аст развитие внимания малыша


Результаты изучения исходного уровня развития внимания у старших дошкольников

Со старшими дошкольниками были апробированы пять методик, на основе чего выявлены у них различные уровни развития внимания: высокий, низкий, средний. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные уровни развития внимания

Имя ребенка

Уровни развития

Устойчив. внимания.

Распределен. внимания.

Сосредоточенность

Объем внимания.

Слуховое внимание

Общий уровень

1

Аня П.

Н

Н

Н

С

С

Н

2

Петя М.

Н

С

Н

Н

Н

Н

3

Вася К.

Н

Н

С

Н

Н

Н

4

Миша Н.

Н

Н

Н

С

Н

Н

5

Сережа Д.

Н

Н

С

Н

Н

Н

6

Вера Н.

Н

С

Н

Н

Н

Н

7

Наташа В.

С

Н

Н

Н

Н

Н

8

Коля П.

Н

Н

С

Н

Н

Н

9

Вера Д.

Н

Н

С

Н

Н

Н

10

Нина Т.

Н

С

С

Н

Н

Н

11

Вадик Н.

Н

С

С

С

В

С

12

Люда И.

С

С

В

Н

С

С

13

Галя Л.

В

С

С

В

С

С

14

Оксана К.

С

В

С

С

С

С

15

Вася М.

Н

С

С

С

С

С

16

Андрей К.

С

С

Н

С

С

С

17

Маша В.

С

С

С

С

С

С

18

Люда В.

Н

В

С

С

С

С

19

Оля М

В

В

В

В

С

В

20

Кирилл Д.

С

В

В

С

В

В

21

Жора М.

В

В

В

В

В

В

22

Сережа В.

С

С

В

В

В

В

23

Надя Д.

Н

В

В

В

В

В

24

Катя Д.

С

В

В

С

В

В

25

Леля К.

В

С

В

В

В

В

26

Наташа Д.

В

В

В

В

В

В

27

Марина Д.

В

В

В

В

В

В

28

Толя М.

С

С

В

В

В

В

29

Фима Д.

В

В

В

В

В

В

30

Ваня П.

В

С

В

В

С

В

Представленная в таблице информация далее нами структурирована для более полного анализа по различным характеристикам внимания.

В данном исследовании внимания у дошкольников в рамках констатирующего исследования мы первоначально определили уровень устойчивости внимания.

Таблица 1. Уровни устойчивости внимания старших дошкольников

Уровень развития

Количество

человек

%

Высокий

8

26,7

Средний

9

29,9

Низкий

13

43,3

Уровни устойчивости внимания старших дошкольников

Рис. 1. Уровни устойчивости внимания старших дошкольников

Из приведенной таблицы и рисунка мы видим, что у дошкольников проявляются разные уровни устойчивости внимания: 5 дошкольников выполнили задание с двумя ошибками за 1,5-2 минуты, 4 дошкольника выполнили задание без ошибок за тоже время, т.е. Этим дошкольникам характерен средний уровень развития внимания.

Для 13 дошкольников свойственен низкий уровень устойчивости внимания. Эти дошкольники выполняли тест в достаточно медленном темпе (2-2,5 минуты) и допускали много ошибок, часто останавливались при выполнении задания, т.е. это говорит о состоянии временного утомления ребенка, а также об общей слабости его процессов внимания. Большинство дошкольников (8 детей) выполнили задание в быстром темпе (1 мин) и не допустили ни одной ошибки. Следующая методика позволила диагностировать распределение внимания у дошкольников, были определены уровни развития распределения внимания у дошкольников.

Таблица 3. Уровни распределения внимания старших дошкольников

Уровень развития

Количество

человек

%

Высокий

11

36,7

Средний

12

39,9

Низкий

7

23,3

Уровни распределения внимания старших дошкольников

Рисунок 2. Уровни распределения внимания старших дошкольников

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у некоторых детей (7) низкий уровень распределения внимания, т.е. у них быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок.

У 12 человек распределение внимания имеет средний уровень, т.е. дошкольники справились с заданием за 2,5-3 минуты, допуская незначительное количество ошибок, а также наблюдались остановки и обращения к образцу. У них также была отмечена неопрятность, неаккуратность выполнения задания, множественные исправления, двойные и жирные штрихи.

Для 11 дошкольников характерен высокий уровень распределения внимания, они за 2 минуты выполнили всё задание, допустив 1-2 ошибки.

Следующая методика позволила диагностировать сосредоточенность внимания, т.е. его концентрацию, умение удерживать внимание на каком-либо объекте.

Таблица 4. Уровни концентрации внимания старших дошкольников

Уровень развития

Количество

человек

%

Высокий

13

43,3,

Средний

11

36,7

Низкий

6

19,0

Уровни концентрации внимания старших дошкольников

Рисунок 3. Уровни концентрации внимания старших дошкольников

Диагностика концентрации внимания позволила сделать вывод, что у 11 дошкольников — средний уровень концентрации внимания. Они за 2-3 минуты назвали 10 отличий, но допустили незначительные ошибки. Большинство дошкольников (13 человек) выполнили задание на высоком уровне, т.е. за 1,5 минуты нашли все отличия.

Низкий уровень развития концентрации внимания характерен для 6 детей, т.е. они нашли около 7-9 отличий, а также допускали ошибки при выполнении задания. Данные результаты свидетельствуют о том, что эти дети не умеют сосредотачивать и удерживать внимание на одном объекте, не умеют сравнивать предметы.

На следующем этапе нашего исследования мы применили методику Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», в результате которой мы определили объем внимания у детей шестилетнего возраста. При исследовании мы получили следующие результаты.

Таблица 5. Уровни объёма внимания старших дошкольников

Уровень развития

Количество

человек

%

Высокий

11

36,7

Средний

10

33,2

Низкий

9

30,1

Уровни объёма внимания старших дошкольников

Рисунок 4. Уровни объёма внимания старших дошкольников

Таким образом, мы отметили, что у детей показатели внимания оказались на высоком, низком и среднем уровне. Те дети, для которых характерен высокий уровень развития внимания, выполнили задание правильно, наибольшее количество точек на одной из карточек составило 6-7 точек. А 11 детям свойствен высокий уровень развития внимания. Объем внимания у этих детей составил 4-5 точек.

Средний уровень развития внимания характерен для 10 детей, эта группа воспроизвела безошибочно максимально 3-4 точки на одной из карточек. Низкий уровень развития внимания зафиксирован у 9 детей.

Последним этапом нашего исследования было определение слухового внимания.

Таблица 6. Уровни слухового внимания старших дошкольников

Уровень развития

Количество

человек

%

Высокий

10

33

Средний

11

36,7

Низкий

9

30,1

Уровни слухового внимания старших дошкольников

Рисунок 5. Уровни слухового внимания старших дошкольников

Итак, по результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод, что слуховое внимание дошкольников находится на низком, среднем и высоком уровне. 10 дошкольников правильно выполнили задание: назвали животное (мебель, птицу и игрушки) из предложенных серий, т.е. им свойственен высокий уровень развития. Для остальных 11 — средний уровень, так как дети ошиблись при назывании птиц. И для 9 человек характерен низкий уровень развития слухового внимания.

Таким образом, структурируя полученные факты, мы выделяем три группы старших дошкольников: с высоким, средним и низким уровнями развития внимания:

· дети с высоким уровнем развития внимания: 12 детей (40)%;

· дети со средним уровнем развития внимания: 8 детей (27)%;

· дети с низким уровнем развития внимания: 10 детей (33)%.

Со всеми детьми мы запланировали и провели формирующую работу, которая описана в следующем параграфе данного исследования.



Источник: studbooks.net


Добавить комментарий