Русская фразеология аст 2005

Русская фразеология аст 2005

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

___________________________

«___» ______________ 200 года

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.01
ФРАЗЕОЛОГИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

  1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью факультативного курса «Фразеология как отражение русской языковой картины мира» является знакомство студентов с лингвокультурологией как одним из современных направлений лингвистики, возникших в результате смены научной парадигмы в конце XX века. В основе этой науки лежит ключевое понятие «языковая картина мира», которое понимается лингвистами как отражение национального миропонимания и мировидения. Изучение фрагментов языковой картины мира возможно на обширном лексическом материале. Объектом исследования данного курса является русская фразеология.

Одна из целей факультатива состоит в знакомстве студентов с представлениями о фразеологии как о науке, изучающей свойства фразеологических единиц и особенности формирования, функционирования и развития фразеологической системы языка. В процессе освоения дисциплины студенты узнают об основных направлениях в исследовании фразеологического состава языка в современной лингвистике, подробно исследуют свойства фразеологизмов как особых единиц языка и обусловленные этими свойствами особенности использования фразеологических оборотов в речи и художественном и публицистическом текстах.

Основными направлениями работы факультатива «Фразеология как отражение русской языковой картины мира» являются: исследование семантики, истории формирования и особенностей использования конкретных фразеологических единиц, определение национально-культурной специфики фразеологического состава языка. С этой целью студенты обучаются основным приемам семантического, этимологического и лингвокультурологического анализа фразеологизмов, приобретают навыки работы с толковыми, идеографическими и историческими словарями, осуществляют сопоставительный анализ разных лексикографических источников. На основе исследования структурных, семантических, стилистических свойств фразеологических единиц осуществляется анализ особенностей использования этих единиц в художественных и публицистических текстах.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

1) знание теоретических разделов курса;

2) формирование практических навыков фразеолого-семантического анализа.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего

часов

Семестр
4
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) 18 18
Лабораторные работы (ЛР)
И (или) другие виды аудиторных

Занятий

Самостоятельная работа 18 18
Курсовые проекты (работа)
Расчетно-графические работы
Реферат
И (или) другие виды

самостоятельной работы

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

зачет зачет

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)

№ п/п

Раздел дисциплины

Всего

часов

Виды занятий

Лекции Практические занятия или семинары Лабораторные

работы

1. Цель и задачи факультатива. 2 2
2. Понятие «языковая картина мира» в свете новой лингвистической парадигмы 2 2
3. Образные слова и фразеологизмы в лексической системе русского языка 2 2
4. История и этимология языковых единиц 2 2
5. Внутренняя форма слова и фразеологизма 2 2
6. Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной картины мира 2 2
7. Когнитивный анализ фразеологических единиц 2 2
8. Лингвокультурологический и концептуально-идеографический анализ языковых единиц 2 2
9. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира 2 2

4.2. Содержание разделов дисциплины

Цель и задачи факультатива. Современные способы изучения семантики фразеологических единиц. Исследование семантики, истории формирования и особенностей использования конкретных лексических и фразеологических единиц, определение национально-культурной специфики лексического состава языка на основе семантического, этимологического и лингвокультурологического анализа слов и фразеологизмов. Роль толковых, идеографических и исторических словарей в исследовании структурных, семантических, стилистических свойств фразеологических единиц.

Понятие «языковая картина мира» в свете новой лингвистической парадигмы. Знакомство с исходными теоретическими понятиями: научная и практическая картина мира, языковая и национальная картина мира. Характеристики языковой картины мира согласно теории Ю.Д. Апресяна: антропометричность и антропоцентричность.

Языковая и концептуальая картина мира. Языковая картина мира в русле антропоцентрической парадигмы.

Лингвокультурология и новая научная парадигма «язык-культура-человек». Цели и задачи лингвокультурологии, ее связь с понятием «языковая картина мира».

Образные слова и фразеологизмы в лексической системе русского языка. Вопрос об образной лексике в системе языка и его решения. Понятие образность в лексикологии. Свойство образности языковых метафор и собственно образных слов. Образность двухкомпонентных номинаций, компаративных и иных фразеологических единиц. Принципы отбора образных языковых единиц: идентификации языковой единицы как образной, принцип системности, учета функций языкового средства, принцип антропоцентризма. Информативная точность образного выражения.

Образность как основная отличительная черта идиом и основа их семантической неразложимости. Разнообразие жизненных явлений, отраженных в идиомах.

Основные причины возникновения и закрепления в языке идиом: большая информативность идиомы по сравнению со словом; ситуативность значения идиомы; оценочный характер идиом; эмоциональность оценки, выражаемой идиомами; отражение в идиомах определенного культурного содержания. Процесс формирования идиомы как самостоятельной языковой единицы.

История и этимология языковых единиц. История слова и ее отражение в структуре и внутренней форме. Цели и этапы этимологического анализа. Определение лексического значения, происхождение и первоначальная структура слова как этапы этимологического анализа. Происхождение фразеологических оборотов. Классификация фразеологизмов по происхождению и по первоначальной сфере использования. Этимологический анализ фразеологических единиц. Основные приемы и этапы историко-этимологического исследования фразеологизмов. Знакомство с историко-этимологическим словарем фразеологизмов.

Внутренняя форма слова и фразеологизма. Понятие внутренней формы слова (идеи В. фон Гумбольдта). Внутренняя форма слова и мотивированность. Современная мотивология – новое направление в лингвистике, разрабатываемое Томской лингвистической школой (О.И. Блинова). Национально-культурный компонент мотивированной лексики.

Внутренняя форма слова и внутренняя форма фразеологизма. Соотношение понятий внутренняя форма фразеологизма и фразеологический образ. Фразеологический образ как средство воплощения культурной коннотации в содержание фразеологической единицы.
Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной картины мира. Русская образная лексика и фразеология как отражение национального менталитета. Роль фразеологического состава языка в трансляции культурно-национального самосознания народа. Фразеологизмы как стереотипы культурно-национального мировидения.

Источники культурно значимой интерпретации образных слов и фразеологизмов (В.Н. Телия, О.И. Блинова, Е.А. Юрина). Ритуальные формы народной культуры, паремиологический фонд, система образов-эталонов, слова-символы, лексемы, отражающие страноведчески ориентированные реалии, в составе фразеологических единиц.

Особенности национального менталитета и их отражение в русской фразеологии. Материальное и духовное в человеке и общие жизненные установки членов русского социума по данным исследования языковой картины мира.

Когнитивный анализ фразеологических единиц. Современная лексическая семантика. Понятие концепта в русской лингвистике. Специфика концептов и концептуализации в традиционной культуре.

Когнитивный аспект исследования семантики фразеологических единиц. Образно-мотивационный компонент семантики фразеологизмов как основание косвенно-номинативного значения. Ситуативный характер мотивированности идиом. Номинативно-идеографическая классификация идиом В.Н. Телия, включающая характеристики личностных свойств, акции поведенческого типа, характеристики человека по социальному положению, ментальные состояния и на чувства. Особенности ментальных структур, участвующих в процессах развития у словосочетаний фразеологических значений (Л.В. Ковалева). Типы концептов, функционирующих во фразеологической системе языка, описанные А.П. Бабушкиным (мыслительные картинки, концепты-схемы, концепты-фреймы, концепты-сценарии).

Лингвокультурологический и концептуально-идеографический анализ языковых единиц. Роль фразеологического состава языка в трансляции культурно-национального самосознания народа. Фразеологизмы как стереотипы культурно-национального мировидения.

Лингвокультурология и новая научная парадигма «язык – культура — человек». Цели и задачи лингвокультурологии, ее связь с понятием «языковая картина мира».

Основные принципы лингвокультурологического анализа и его отличия от этимологического. Принципы концептуально-идеографического анализа культурной специфики фразеологизмов и образной лексики. Культурная коннотация фразеологических единиц в оценке разных исследователей. Национально-культурный компонент образной лексики: различные точки зрения на природу этого понятия (Б. Уорф, Э. Сепир, В.Н. Телия, Н.Г. Комлев, И.А. Стернин).

Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира. Метафора как модель и ее смысловые механизмы (В.Н. Телия). Антропометричность как один из основных параметров метафоры (свойства метафоры — образность, отбор признаков для создания образа действительности, ориентация на фактор адресата, — отражающие антропометричность). Концепции метафоры М. Блэка (an interaction theory of metaphor) и И. Ричардса. Номинативно-функциональные типы метафор: идентифицирующая, предикативная, оценочная, образная, когнитивная. Механизмы метафоризации.
5.Лабораторный практикум не продусмотрен.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

1 Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство томского государственного педагогического университета, 2008. – 104 с.

2 Болотнова, Н.С. Современный русский язык : Лексикография. Фразеология. Лексикография : контрольно- тренировочные задания : учебное пособие / Н.С.Болотнова, А.В.Болотнов. — Томск : изд-во Том.гос.пед.ун., 2007. — 239 с.

3 Современный русский язык: Анализ языковых единиц. В 2-х ч. / под ред. Е.И. Дибровой. Ч.1: Фонетика и орфография. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. — М.: Асаdemia, 2002. — 539 с

4 Сулименко, Н.Е. Современный русский язык: слово в курсе лексикологии : учебное пособие / Н.Е.Сулименко. — М.: Наука [и др.], 2006. — 350 с.

5 Фомина, М.И. Современный русский язык. Лексикология : учебник для вузов / М.И.Фомина. — 4-е изд.; испр. — М.: Высшая школа, 2001. — 414 с.
б) дополнительная литература

1 Быстрова, Е. А. Фразеологический словарь русского языка / Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. – М. : АСТ, 2000. – 413 с.

2 Жуков, В. П. Семантика фразеологических оборотов : учебное пособие для пединститутов /В. П. Жуков. – М. : Просвещение, 1978. – 158 с.

3 Жуков, В. П. Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка : Около 5000 фразеологических единиц : Около 730 синонимических рядов / В. П. Жуков, М. И. Сидоренко, В. Т. Шкляров; под ред. В. П. Жукова. – Изд. 2-е, стереотип. – М. : АСТ, 2005. – 443 с.

4 Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – Изд. 8-е, стереотип. – М. : Русский язык, 2001. – 536 с.

5 Зимин, В. И. Русские пословицы и поговорки : учебный словарь / В. И. Зимин, С. Д. Ашурова, В. Н. Шанский, З. И. Шаталова. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 316 c.

6 Мокиенко, В. М. Образы русской речи : историко-этимологические очерки фразеологии / В. М. Мокиенко. – СПб. : Фолио-Пресс, 1999. – 462 с.

7 Фелицына, В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения : лингвострановедческий словарь / В. П. Фелицына, Ю. Е. Прохоров. – Изд. 2-е, испр. и доп. –М. : Русский язык, 1988. – 269 с.

8 Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка : учебное пособие для вузов / Н. М. Шанский. – Изд. 3-е., испр. и доп. – М. : Высшая школа, 1985. – 159 c.

9 Яранцев, Р. И. Русская фразеология : словарь-справочник: Около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. – М. : Русский язык, 1997. – 845 с.
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Для успешного освоения дисциплины имеется необходимая учебно-методическая литература, словари, сборники изданных кафедрой материалов конференций и семинаров, посвященных изучению русской языковой картины мира.
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-техническоого обеспечения дисциплины имеются 3 компьютера, ксерокс. видеодвойка.
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

Для успешного освоения дисциплины необходимы межпредметные связи с другими курсами современного русского языка, прежде всего лексикологии и синтаксиса. Следует соблюдать единство понятийно-терминологического аппарата. Учитывая новые тенденции в русистике, рекомендуется делать акцент на функциональном аспекте изучения русской фразеологии. Необходимо учитывать и современные активные процессы в употреблении фразеологизмов в разных сферах общения.
8.2. Методические указания для студентов
Примерная тематика курсовых работ:

1). Библейские фразеологизмы в современной речи.

2). К вопросу о происхождении фразеологизма «филькина грамота».

3). Этимология фразеологического оборота «задняя мысль».

4). История возникновения в русском языке отдельных фразеологических оборотов (по выбору)
Организация самостоятельной работы студентов

Тема Форма работы Форма контроля Объем в час. Источники
1. Понятие «языковая картина мира» в свете новой лингвистической парадигмы Чтение и конспектирование Опрос 2 Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. СПб, 1996.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология: учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

2. Образные слова и фразеологизмы в лексической системе русского языка Доклады и сообщения студентов Заслуши

вание на занятии

2 Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. СПб, 1996.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

Словарь образных слов и выражений народного говора / Под ред. О.И. Блиновой. Сост: О.И. Блинова, С.Э. Мартынова, Е.А. Юрина. Томск, 1997.

3. История и этимология языковых единиц Сообщения студентов об истории конкретных слов и фразеологизмов Заслуши

вание

на занятии

2 Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. СПб, 1996.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

Этимологический словарь русского языка. / Под ред. Н.М. Шанского – В 2-х томах. – М., 1968 –1982

4. Внутренняя форма слова и фразеологизма Чтение и конспектирование Опрос 2 Блинова О.И. Русская мотивология. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 48 с.

Диброва Е.И. Фразеолого-семантический анализ // Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Ч.1. М., 1995. С. 119–128.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

5. Русская образная лексика и фразеология как отражение национальной картины мира Реферирование Проверка реферата 2 Аристова Т.С., Ковшова М.Л., Телия В.Н. и др. Словарь образных выражений русского языка /Под ред. В.Н. Телия. М., 1995.

Мокиенко В.М. Образы русской речи: историко-этимологические очерки фразеологии. 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 2007.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

6. Когнитивный анализ фразеологических единиц Выборочноечтение и конспектирование. Проверка конспекта 2 Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

Ковалева Л.В. Фразеологизация как когнитивный процесс. Воронеж, 2004.
Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 84–213.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

7. Лингвокультурологический и концептуально-идеографический анализ языковых единиц Письменная работа Проверка

письменных работ

4 Большой фразеологический словарь русского языка: Значение. Употребление. Культурологический комментарий /Под ред. В.Н. Телия. М., 2006.

Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2004.

Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 214–269.

Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира. – М., 2002.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

8. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира Чтение и конспектирование.

Проверка

конспекта

2 Н.Д. Арутюнова. Метафора //Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 233–236.

Н.Д. Арутюнова. Языковая метафора // Н.Д. Арутюнова. Язык и мир человека. М., 1999. С. 346–399.

В.Н. Телия. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М.: Наука, 1988. – С. 173–204.

Ефанова, Л. Г. Русская фразеология : учебно-методическое пособие к спецкурсу и спецсеминару для студентов филологического факультета / Л. Г. Ефанова. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) — Русский язык и литература, утвержденным Министерством образования и науки РФ 31.01. 2005 г.
Программу составил:

к.ф.н., доцент

кафедры современного

русского языка и стилистики Ефанова Л.Г.

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры современного русского языка и стилистики протокол № от

Зав кафедрой Н.С. Болотнова

Программа дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультета ТГПУ, протокол №______ от «____ » 200 г.

Председатель методической комиссии

филологического факультета А.В. Курьянович

Согласовано:
Декан филологического факультета А.В. Гузеева



Источник: l.120-bal.ru


Добавить комментарий