Тоффлер э третья волна м аст

Тоффлер э третья волна м аст

Информационное общество как теоретическая модель

Лингафонный кабинет

Лингафонный кабинет (класс) создан на базе 12 цифровых магнитофонов, управляемых как с рабочего места студента, так и с рабочего места педагога с использованием ПК и программы «ЛИНК». Программа «ЛИНК» позволяет преподавателю:

— управлять коммутацией и рабочими местами студентов;

— осуществлять звуковую связь между студентами;

— контролировать качество работ, выполняемых студентами;

— отвечать на вызовы с рабочих мест;

— загружать на рабочие места звуковые фрагменты;

— прослушивать записанные студентами звуковые дорожки создавать и сохранять уроки с записанными звуковыми фрагментами;

— создавать цифровые звуковые копии с других носителей;

— объединять студентов в звуковые группы для диалогов или дискуссий в любом составе.

Студент на своем цифровом магнитофоне может выполнять следующие операции:

— прослушивать звуковую дорожку преподавателя;

— записывать и стирать свою звуковую дорожку параллельно преподавательской;

— расставлять закладки для быстрого перехода в любое место звуковой дорожки;

— прослушивать запись межу закладками в режиме повтора;

— вызывать преподавателя.

В рамках настоящего курса «информационное общество» рассматривается в качестве теоретической модели, описывающей новый этап развития человеческой цивилизации. Отправной точкой в данной модели является концепция научно-технической революции, под которой понимается качественное преобразование в производительных силах человечества, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер (Alvin Toffler), выделяет три основных стадии (волны) развития человечества:

1. Аграрная волнапри переходе к земледелию (до XVII века)
Это первая и самая продолжительная волна, насчитывающая несколько тысячелетий. Для нее характерны следующие основные черты: 1) основой экономики является земля; 2) господствует простое разделение труда; 3) место в жизни человека определяется его социальным происхождением; 4) экономика является децентрализованной. На данной стадии преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главная задача аграрного общества – производство пищевых продуктов с целью прокормить население. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится целый ряд стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

2. Индустриальная волна при переходе к классическому капитализму (до 1950-х годов)
Зарождается в XVII веке сначала в Европе, затем в Северной Америке и на других континентах, ее пик приходится на середину XX века. Основными особенностями данной волны являются следующие: 1) происходит централизация всех факторов производства на основе принципов стандартизации, специализации, концентрации; 2) имеет место размывание семейных ценностей; 3) место в жизни человека определяется его доходами; 4) наступает эпоха господства массовых технологий и массовой культуры. Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). В качестве основных принципов данной волны Тоффлер выделяет: стандартизацию (в производстве, услугах, обучении, единицах измерения, ценах и т. д.), специализацию (в разделении труда), синхронизацию (труда во времени, обучения во времени, отдыха и т. д.), концентрацию (населения, трудовой деятельности, энергии, экономики, образования и т. д.), максимизацию (гигантомания в архитектуре, плановых показателях и т. д.), централизацию (экономики, управления государством).


3. Информационная волна при переходе к обществу, основанному на знаниях
Зарождается в последней трети XX века. В основе ее – бурный рост информационно-коммуникационных технологий. Некоторые особенности информационной волны уже отчетливо проявились в США и странах Северной Европы: 1) перемещение производства в бедные регионы; 2) основа ВВП – услуги; 3) возрастание роли знаний и инноваций в жизни общества; 4) дерегуляция и децентрализация экономических процессов; 5) атомизация социальной жизни. Вызовы информационной волны затрагивают разные страны по-разному: некоторые из них пользуются до сих пор благами только сельскохозяйственной волны, многие – индустриальной и только немногие – информационной. Техника, используемая в производстве, все более усложняется, что вызывает потребность в квалифицированных кадрах и увеличивает ценность научного знания. Возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−70-е годы становится очевидным, что человечество вступает в новую эпоху, в которой корпорации не только преследуют экономическую выгоду, но и ставят перед собой социальные цели.



Источник: studopedia.su


Добавить комментарий